Биография Владимира Афанасьевича Мальченко

Владимир Афанасьевич Мальченко родился 20 июля 1945 года под Смоленском. В 1947 году с родителями переехал в Калининградскую область — в город Правдинск. Там закончил десятилетку, где начал играть в духовом оркестре на баритоне. В свободное время пел в самодеятельности. После окончания школы работал электриком. Спустя некоторое время стал ударником, пел на танцах, там же познакомился со своей женой Тамарой. Через несколько лет он поступил в Калининградский технический институт, где ходил в море матросом на практике.

Любовь к музыке и пению сподвигла его поступать в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, куда он пробовался дважды: первый раз в 18 лет — ему сказали, что он еще очень молод, а со второго раза приняли на подготовительное отделение. Поначалу пел Владимир Афанасьевич с трудом и ему не везло с педагогами, но через два года его перевели к В. Г. Сопиной, и он начал серьезно заниматься вокалом под руководством этого талантливого педагога. В годы учебы консерватории молодой вокалист пел в кинотеатре перед сеансами в 17.00, 19.00 и в 21.00 и получал 5 рублей за вечер, а также работал дворником в общежитии.
Некоторое время Мальченко был солистом «Ленинградского Диксиленда», но очень скоро его переманил основатель и руководитель первого в СССР вокального ансамбля «Дружба» А. А. Броневицкий, муж знаменитой эстрадной певицы Эдиты Пьехи, у которого он проработал один год.

Владимир Афанасьевич — лауреат Всесоюзного и многих международных конкурсов, которые стали судьбоностными для него и послужили началом его карьеры. Первым творческим состязанием, на котором он получил признание, стал Всесоюзный конкурс им. Глинки, проходивший в 1971 году в Вильнюсе (Литва) , где он стал обладателем второй премии. Принять участие в этом серьезном конкурсе Мальченко удалось после успешного прохождения предварительного отбора в Ленинградской консерватории. Большой наградой после этого мероприятия стали приглашения на работу в три театра: в Большой, в Малый и в Кировский. Мальченко сделал выбор в пользу Государственного академического Большого театра России. Конкурсные прослушивания проходили в три тура: первый — в Бетховенском зале, второй –— на исторической сцене театра, третий — с оркестром. Было большое количество претендентов, однако из 150 человек взяли всего пятерых в стажерскую группу, а через год его одного — в труппу этого легендарного театра, где он проработал 25 лет, до 1996 года, и исполнял репертуар лирического баритона: Князь Елецкий («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Фигаро, камердинер («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Роберт («Иоланта» П. И. Чайковского), Андрей Болконский («Война и мир» С. С. Прокофьева), Мизгирь («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Гульельмо («Так поступают все женщины» В. А. Моцарта), Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди). Маркиз ди Поза («Дон Карлос» Дж. Верди) и др .

«Обладатель приятнейшего баритона с непередаваемым мягким тембром и очень выразительной манерой исполнения, Владимир Афанасьевич всегда притягивал к себе внимание зрителя. Надолго запомнилось театралам 70-х-90-х годов прошлого века его блистательное исполнение партий Фигаро в «Севильском цирюльнике», Эбн-Хакиа в «Иоланте», Болконского в «Войне и мире», Онегина в «Евгении Онегине» .

В 1973 году Владимир Афанасьевич поехал на IX Международный конкурс вокалистов в Монреаль, снова пройдя предварительный отбор в СССР. Вместе с ним от страны принимала участие известная ныне оперная певица Маквала Касрашвили, которая стала обладательницей Гран-При , а Мальченко — третьей премии.
Успех не обошел молодого певца и в 1974 году, когда он получил третью премию на серьезнейшем и известнейшем во всем мире Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве, а также в 1977 году на Международном конкурсе певцов в Афинах , где он стал обладателем второй премии.

Эти конкурсы открыли огромные перспективы молодом певцу — он стал много и с неизменным успехом гастролировать не только на родине, но и по всему миру, включая такие страны как Англия, Германия, Италия, США, Япония, Франция и др. Иногда даже имел по 10 участий в концертах в день, что говорит о большой востребованности этого прославленного вокалиста.

Стоит отметить, что помимо работы в театре и выступлений на эстраде, Владимир Афанасьевич принимал участие и в музыкальном озвучивании кино. В 1982 году в популярном телевизионном фильме «Принцесса цирка» (экранизация одноименной оперетты Кальмана), созданном режиссером Светланой Дружининой, Владимир Мальченко мастерски озвучил главного героя, сыгранного Игорем Кеблушеком, исполнив вокальную партию Мистера Икс . Этот фильм после выхода на экраны имел ошеломительный успех, а чудесный голос Мальченко навсегда запомнился зрителям.
Выступление на фестивале «Красная гвоздика» в Иваново стало переломным событием в карьере певца и повлияло на дальнейшую его деятельность. В тот день он должен был выступать вместе с одной певицей, но она не смогла приехать на это мероприятие, и он вынужден был один петь два сольных концерта в один день. Вследствие большой нагрузки артист потянул связки, и при его манере пения голос не выдержал. После этого он испытывал трудности и последующие 7 лет исполнял второй репертуар, а потом и вовсе принял решение уйти из Большого театра и поменял вокальную школу.

1993 год становится этапным в его жизни. Оперная и камерная певица, педагог, профессор В. Н. Левко пригласила его на работу в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в качестве преподавателя на кафедру сольного пения, где и началась его преподавательская деятельность .
В 1998 году Мальченко принимает приглашение уехать работать в Сирию в Дамасскую Высшую школу музыки, где он преподавал до 2008 года. Теплый климат, обилие витаминов, фруктов, смена обстановки, условия для отдыха не могли не привлечь артиста. Именно там, с солнечной Сирии, ему удалось восстановить голос. Кроме того, годы, проведенные в этой стране знаменуются знакомством с интересными музыкантами, среди которых было много русских.

Решение вернуться в Москву певец принял после того, как ему сделали предложение стать художественным руководителем областной филармонии в Москве. В России он снова преподавал и много концертировал.
В 2002-2003гг. В. А. Мальченко давал мастер-классы в университете города Колима (Мексика), но непростые жилищные условия вынудили его вернуться в Москву, где его назначили председателем профкома Большого театра.
В 2008 году его снова позвали работать в Сирию, Россия наскучила, и он отправился туда, но в 2012 году из-за начавшейся войны артист вернулся в Москву и продолжил преподавать в РАМ им. Гнесиных, где и работает по сей день со своими студентами.

Наиболее выдающиеся выпускники: А. Баум — солистка Камерного музыкального театра им. Б. Покровского, В. Кириллов — солист Оперы, театра и балета в Свердловске, А.Снигерев — солист Оперного театра «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге, Н. Филаретов – солист Музыкального театра в Красноярске, А. Шнайдер — солист Детского музыкального театра им. Н. Сац в Москве, Л. Бокарева — солистка Оперного театра в Астрахани .
Владимир Афанасьевич всегда в хорошей вокальной форме, но требовательность к себе и проблемы с верхними нотами подтолкнули его в 2005 году на занятиям с солистом областной филармонии, тенором, Вадимом Коршуновым, с которым он познакомился на гастролях. Его подкупило, что довольно пожилой человек пел свежим голосом. «Голос певца — красивого тембра, большого объема, отличается удивительной легкостью и сочностью, теплотой, пластичностью, богатством тембровых нюансов великолепными верхними нотами и чистотой интонации» . Подход этого вокалиста показался Мальченко технологически верным. Вся школа Коршунова построена на звуке «у» и связана с дыханием. Данный метод профессор применяет не со всеми своими студентами, а только с теми, кто его ухватывает и легко воспринимает.

Владимир Афанасьевич является председателем жюри Всероссийского консурса исполнителей русского романса во Владимире (2007, 2013, 2016). Говоря о мерилах оценки певцов, артист отмечает: «Тут критерий такой: красиво поют, красиво выглядят, музыкально трогает тебя за душу, волосы чуть дыбом встают при этом. Значит это уже хороший певец. Даже он может подхрипывать или еще что-то. В русском романсе не обязательно быть кристально чистым голосом, как в опере, и громким. Поэтому я с удовольствием уже в третий раз приезжаю во Владимир и всегда волнуюсь, насколько будет удачен конкурс» .

В 2013 году по приглашению баса-баритона, доцента Д. Е. Трапезникова, Владимир Афанасьевич Мальченко начал работать еще и в Государственной классической академии им. Маймонида, где имеет свой класс. Его студенты — дипломанты и лауреаты международных конкурсов.
Сейчас Владимир Афанасьевич живет и работает в Москве. Преподает в двух ВУЗах, гастролирует, имеет записи на радио, на пластинках и дисках, дает мастер-классы и является членом жюри многих конкурсов вокалистов.

Автор: Юлия Свешникова.